Комитет по образованию Администрации


Демянского муниципального района

Итоговое сочинение (изложение)

 

   

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал комментарии к открытым направлениям тем итогового сочинения на 2021/22 учебный год, которые были утверждены Советом по вопросам проведения итогового сочинений Минпросвещения России.

Успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации. Оценивается оно по системе «зачет»/«незачет». Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения. Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы. В новом учебном году проведение итогового сочинения планируется в основной срок 1 декабря 2021 года, в дополнительные — 2 февраля 2022 года и 4 мая 2022 года.

Пять открытых направлений тем итогового сочинения на 2021/22 учебный год:

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020?2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

3. Преступление и наказание – вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

       Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА) проводится для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования, в том числе для:

            - иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев,освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования;

 

           - обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (в случае участия в ГИА в качестве экстернов с последующим получением документа о среднем общем образовании);

 

          - обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

 

           - обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования.

 

           Итоговое сочинение в целях использования его результатов при приеме в образовательные организации высшего образования по желанию также может проводиться для:

 

           - лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования - для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 01 сентября 2013 года);

           - граждан, имеющих среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее вместе - выпускники прошлых лет);

            -  лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования;

            -  лиц, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях;

            -  лиц, допущенных к ГИА в предыдущие годы, но не прошедших ГИА или получивших на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получивших повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительные сроки (далее - лица со справкой об обучении).

          

           Итоговое изложение вправе писать:

          - обучающиеся с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды;

          - обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

          - обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

           Для лиц, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, итоговое сочинение (изложение) организуется на дому.

          Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов итоговое сочинение (изложение) может по их желанию проводиться в устной форме.

          Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения) выпускники текущего года в образовательную организацию, в которой они осваивают образовательные программы среднего общего образования, выпускники прошлых лет, лица, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования; лица, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях – в органы управления образованием городского округа и муниципальных районов области.

          Результатом итогового сочинения (изложения) является «зачёт» или «незачёт». Информирование о результатах итогового сочинения (изложения) осуществляется в местах регистрации на итоговое сочинение (изложение) не позднее семи календарных дней после написания сочинения.

          Методические материалы по организации и проведению итогового сочинения (изложения) размещены на официальном портале единого государственного экзамена  http://ege.edu.ru/ru/classes-11/sochinenie/.

       

Приказ Министерства образования по Новгородской области от 17.12.2021 №1480 "Об утверждении Порядка проведения итогового собеседования по русскому языку в дистанционной форме на территории Новгородской области "

 

Приказ Министерства образования по Новгородской области от 17.12.2021 №1479 "Об утверждении порядка (схем) поверки итогового собеседования по русскому языку"

 

Приказ Министерства образования по Новгородской области от 10.12.2021 №1454 " Об утверждении Порядка проведения итогового собеседования по русскому языку на территории Новгородской области в 2021/2022 учебном году"

 

Приказ Министерства образования Новгородской области от 12.11.2021 №1332 " О сроках проверки итогового сочинения (изложения) на территории Новгородской области"

 

Приказ Министерства образования Новгородской области от 11.11.2021 №1330 " О местах проведения и проверки итогового сочинения (изложения) на территории Новгородской области 01.12.2021"

 

Приказ Министерства образования Новгородской области от 10.11.2021 №1321 "О проверке итогового сочинения (изложения) на территории Новгородской области"

 

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 24.11.2020 № 665/1156 «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2020/21 учебном году в части проведения итогового сочинения (изложения)»

 

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 24.09.2020 № 05-86

 

Приказ министерства образования Новгородской области от 23.09.2020 № 1002 «Об утверждении Порядка проведения итогового сочинения (изложения) на территории Новгородской области в 2020/2021 учебном году»

 

Приказ министерства образования Новгородской области от 28.09.2020 № 1012 «О местах регистрации для участия в написании итогового сочинения (изложения)»

 

Приказ министерства образования Новгородской области от 14.10.2020 № 1079 «Об утверждении инструкций по проведению итогового сочинения (изложения) на территории Новгородской области в 2020/2021 учебном году»

 

Приказ министерства образования Новгородской области от 14.10.2020 № 1081 «Об утверждении порядков создания комиссий по проведению итогового сочинения (изложения) и комиссий по проверке итогового сочинения (изложения)»

 

Приказ министерства образования Новгородской области от 27.10.2020 № 1118 «О местах проведения и проверки итогового сочинения (изложения) на территории Новгородской области в 2020/2021учебном году»

 

Приказ министерства образования Новгородской области от 29.10.2020 № 1135 «О проверке итогового сочинения (изложения) на территории Новгородской области»

 

Приказ министерства образования Новгородской области от 03.11.2020 № 1150 «Об организации перепроверки отдельных сочинений (изложений) по итогам проведения итогового сочинения (изложения) на территории Новгородской области»

 

Приказ министерства образования Новгородской области от 03.11.2020 № 1151 «Об организационно-технологическом сопровождении проведения итогового сочинения (изложения) на территории Новгородской области»

 

Приказ министерства образования Новгородской области от 03.11.2020 № 1152 «О внесении изменения в положение об аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении итогового сочинения (изложения), итогового собеседования по русскому языку»

 

Приказ министерства образования Новгородской области от 09.11.2020 № 1165 «Об утверждении Графика внесения сведений об итоговом сочинении (изложении) в региональную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования, на территории Новгородской области и проверки и обработки итогового сочинения (изложения) на 2020/2021 учебный год»

 

Приказ министерства образования Новгородской области от 30.11.2020 № 1253 «О внесении изменений в Порядок проведения итогового сочинения (изложения) на территории Новгородской области в 2020/2021 учебном году»

 

Приказ министерства образования Новгородской области от 30.11.2020 № 1254 «О признании утратившим силу приказа министерства образования Новгородской области от 27.10.2020 № 1118»

 

Памятка Итоговое сочинение 2021

 

Дата последнего обновления страницы 02.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения